Статья посвящена изучению современных российских мультипликационных фильмов с точки зрения их влияния на социальное здоровье семьи. Социальное здоровье формируется на основе ценностей, разрушение же системы семейных ценностей отрицательно сказывается на формировании социального здоровья семьи. Мультипликационные фильмы являются важным институциональным механизмом социализации детей, потому что традиционные институты, формирующие ценности подрастающего поколения, в значительной степени теряют свою роль; речь в первую очередь идет об институте семьи. С помощью разработанной авторами карточки наблюдения для контент-анализа были проанализированы мультипликационные фильмы, вышедшие в прокат с 1992 г. по настоящее время во всех видах дистрибуции общим объемом 6500 мин. Анализ репрезентации семьи в мультипликации позволил выявить типичный образ семьи в современных российских мультфильмах, который представлен как полная нуклеарная родительская семья, в которой взаимоотношения между супругами характеризуются как псевдосотрудничество, воспитывающая единственного ребенка-подростка в авторитарном стиле. Только 54[%] в российской мультипликации представлены полными семьями. Расширенные семьи представлены в 11[%] мультфильмов, 1/4 всех семей, представленных в современных российских мультипликационных фильмах,- это брачная пара без детей, где семейные ситуации строятся вокруг взаимоотношений молодой пары, которая недавно вступила в брак.
Гафиатулина Н. Х. Проблемы формирования социального здоровья российской молодежи в условиях демографического кризиса общества. Национальное здоровье. 2015;(1):62-71.
Комарова А. Н. Социокультурные факторы формирования социального здоровья. Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. 2017;3(11):64-8.
Рыбак Е. В., Слепцова Н. Г., Федулова А. Б., Цихончик Н. В. Молодая семья в современном обществе. М.; 2016. C. 34-5.
Торохтий В. С., Прохорова О. Г. Психологическое здоровье семьи. СПб.; 2008. 160 c.
Килимова Л. В. Ценности как конструктивная основа социокультурных практик личности в условиях модернизации социума. Известия Юго-Западного государственного университета. 2012;5-2(44):256-61.
Шариков А. В., Айгистова Ю. В. Место анимации в жизни младших дошкольников. Культурно-историческая психология. 2014;10(4):72-9.
Адамьянц Т. З. Дети в современной социокультурной среде. Россия реформирующаяся. 2009;(8):404-17.
Ермизина Е. В. Социальная диагностика в регулировании социально ответственной деятельности телевидения: на примере исследования телепродукции для детской аудитории. М.; 2010. 144 с.
Медведева Е. А. Особенности телетрансляции мультипликационных фильмов, ориентированных на детей до школьного возраста. В сб.: Социология дошкольного воспитания: труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. М.: Центр социологии образования РАО; 2006. C. 65-71.
Собкин В. С., Казначеева К. Н., Иванова А. И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей. В сб.: Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. М.: Центр социологии образования РАО; 2010. C. 83-97.
Адиатуллин А. В., Альмухаметова Я. Р., Горская Т. В. Анимационное кино в России: воспроизводство и продвижение традиционных духовных ценностей. Аналитический отчет. М.; 2017. 223 с.
Саримова Л. Потери медиаотрасли от пандемии коронавируса составят примерно 100 млрд рублей. Реальное время. Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/172542-aleksey-volin-rasskazal-o-sudbe-smi-v-usloviyah-pandemii (дата обращения 03.10.2020).https://realnoevremya.ru/articles/172542-aleksey-volin-rasskazal-o-sudbe-smi-v-usloviyah-pandemii
Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание. М.; 2006. 440 с.