Актуальность.Актуальность. Существующие традиционные шкалы для оценки тяжести состояния пациента и вероятности летального исхода не учитывают важных параметров предстоящей медицинской эвакуации.Цель – разработка шкал оценки транспортабельности «ШОТ» и вероятности летального исхода «ШОТ– летальность» тяжелобольных и пострадавших в чрезвычайных ситуациях (ЧС) на этапах медицинской эвакуации всеми видами транспорта и стационарного лечения пациентов всех возрастных групп.Методология.Методология. Проанализировали 217 клинических случаев медицинской эвакуации различными видами транспорта в условиях применения традиционных методов интенсивной терапии (n = 149) и метода экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) (n = 68), сопряженного с рефрактерной дыхательной и/или циркуляторной недостаточностью у пострадавших в ЧС и тяжелобольных всех возрастных групп. Влияние медицинской эвакуации на состояние пациентов оценивали непосредственно в ходе ее выполнения и через 72 ч от момента ее окончания как сопряженного периода. Создание новых шкал, оценивающих транспортабельность и вероятность летального исхода, осуществляли посредством однофакторного прогнозирования, формирования рисковых классов развития и логистического регрессионного моделирования целевых показателей «Исход–смерть», «Негативное влияние транспортировки на состояние пациента». Наиболее значимые из них отобрали для новых шкал.Результаты и их анализ.Результаты и их анализ. С помощью логистической регрессионной модели влияния транспортировки на состояние пациента разработана шкала транспортабельности «ШОТ»: y = exp(37 ∙ x1 + 6 ∙ x2 + 20 ∙ x3 +16 ∙ x4 + + 21 ∙ x5 + 27 ∙ x6– 27 ∙ x7) / 1+ exp(37 ∙ x1 + 6 ∙ x2 + 20 ∙ x3 +16 ∙ x4 + 21 ∙ x5 + 27 ∙ x6– 27 ∙ x7), где у – оценка транспортабельности пациента; x1 (PaO2/FiO2 ≤ 110); x2 (возраст ≥ 65 лет); x3 (VIS ≥ 4 баллов); x4 (PaCO2 ≥ 55 мм рт. ст.); x5 (SvO2 ≤ 60 [%]); x6 (ЧСС ≥ 127 уд/мин); x7 (применение ЭКМО). В зависимости от условий эвакуации созданы поправочные коэффициенты для: x1–0,75, если пациенту предстоит транспортировка самолетом, x6– 0,65, если масса тела пациента менее 10 кг. Результаты переведены в 100-балльную систему оценок: до 30 баллов пациент может быть эвакуирован; от 30 до 70 – может эвакуирован только в условиях продолжающейся интенсивной терапии; при более 70 – эвакуация невозможна до стабилизации состояния на уровень субкомпенсированного. Разработана также 100‑балльная шкала «ШОТ–летальность»: y = exp(29 ∙ x1 + 16 ∙ x2 ++ 11 ∙ x + 10 ∙ x + 9 ∙ x + 7 ∙ x + 7 ∙ x + 6 ∙ x + 4 ∙ x + 1 ∙ x ,) / 1+ exp( (29∙x1 + 16∙x2 + 11∙x3 + 10∙x4 + 9∙x5 + 7∙x6 + 7∙x7 + + 6∙x8 + 4∙x9 + 1∙x10,), где y – вероятность исхода – смерть; x1 (лактат ≥ 8 ммоль/л), x2 (возраст ≥ 65 лет), x3 (креатинин ≥ 300 мкмоль/л), x4 (продолжительность ИВЛ ≥ 7 сут), x5 (билирубин ≥ 102 мкмоль/л), x6 (PaO2/FiO2 ≤ 110), x7 (СЛР), x8 (VIS ≥ 4 баллов), x9 (PaCO2 ≥ 70 мм рт. ст.), x10 (SvO2 ≤ 50 [%]). Шкала по программе ROC-анализа (AuROC = 0,83; p < 0,001) показала более высокую чувствительность, специфичность и эффективность в сравнении с традиционными шкалами «APACHE-IV & Mortality Rate», «SOFA & Mortality Rate», шкалой оценки витальных систем (ШОВС).Заключение.Заключение. Разработанные шкалы оценки транспортабельности «ШОТ» и вероятности летального исхода «ШОТ–летальность» обладают лучшей чувствительностью, эффективностью и показателем ROC-кривой, чем традиционные шкалы, а стало быть имеют более высокую рекомендацию для описания состояния пострадавшего в ЧС и тяжелобольного всех возрастных категорий и принятия решения о тактике его предстоящей медицинской эвакуации, в том числе, с применением ЭКМО в условиях санитарно-авиационной эвакуации самолетом.
Чернов Д.А., Камбалов М.Н. Современная система оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях : учеб.-метод. пособие. Гомель : ГомГМУ, 2018. 84 с.
Баранова Н.Н., Гончаров С.Ф. Современное состояние проблемы организации и проведения медицинской эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. 2020. № 4(112). С. 57–65. DOI: 10.33266/2070-1004-2020-4-57-65..
DOI: 10.33266/2070-1004-2020-4-57-65
Баранова Н.Н., Гончаров С.Ф. Современное состояние проблемы организации и проведения медицинской эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Медицина катастроф. 2020. № 4(112). С. 57–65. DOI: 10.33266/2070-1004-2020-4-57-65..
DOI: 10.33266/2070-1004-2020-4-57-65. (In Russ.)
Агаджанян В.В., Шаталин А.В., Кравцов С.А. [и др.]. Основные аспекты межгоспитальной транспортировки пациентов с политравмой, находящихся в критическом состоянии // Общ. реаниматология. 2006. Т. 2, № 5-6, С. 35–39.
Полюшкин К.С., Шевченко А.В. Оптимизация хирургической тактики пострадавшим с политравмой в условиях Краснодарского края // Травма 2017: мультидисциплинарный подход: сб. тез. междунар. конф. Воронеж : Науч. кн., 2017. С. 306–307.
Yazdani M., Mojtahedi M., Loosemore M. [et al.]. Hospital evacuation modelling: A critical literature review on current knowledge and research gaps // Intern. J. Disaster Risk Reduction. 2021. Vol. 66, N 3. Art. 102627. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102627..
DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102627
Pérez-Padilla R., Hernández-Cárdenas C.M., Lugo-Goytia G. Classifying acute respiratory distress syndrome severity: correcting the arterial oxygen partial pressure to fractional inspired oxygen at altitude // Rev. Invest. Clin. 2016. Vol. 68, N 4. P. 169–170.
Acker S.N., Ross J.T., Partrick D.A. [et al.]. Pediatric specific shock index accurately identifies severely injured children // J. Pediatr. Surg. 2015. Vol. 50, N 2. P. 331–334. DOI: 10.1016/j.jpedsurg.2014.08.009..
DOI: 10.1016/j.jpedsurg.2014.08.009
Nordin A., Shi J., Wheeler K., Xiang H., Kenney B. Age-adjusted shock index: From injury to arrival // J. Pediatr. Surg. 2019. May. Vol. 54, N 5. P. 984–988. DOI: 10.1016/j.jpedsurg.2019.01.049..
DOI: 10.1016/j.jpedsurg.2019.01.049