Смысл применяется в гуманитарных науках для понимания разнообразия мира человека. В науках о языке категория смысла шире категории значения и позволяет интерпретировать тексты с учетом контекста описываемых событий и личной позиции автора. Так появляется возможность осуществления диалогического взаимодействия автора с читателем через текст. В среде философских наук категория смысла привлекается в онтологическом и гносеологическом плане. Смысл помогает человеку понимать свою роль и место в окружающем мире. Благодаря этому появляется возможность осознания человеком уникальной неповторимости собственного бытия в мире. В психологических науках смысловой подход позволяет моделировать поведение человека в разнообразных ситуациях жизненных взаимодействий. Смысловая регуляция открывает возможность исследования высших психических функций. Смысл имеет личностную природу, так как отражает пережитый человеком индивидуальный и неповторимый жизненный опыт и содержит цели будущей жизнедеятельности. Таким образом, категория смысла имеет междисциплинарную природу лингвистического, философского и психологического порядка.
Александрова Н.А. Психологические противоречия становления личностного смысла // ГЕОСибирь. 2011. Т. 6. С. 8–13.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурноисторическое понимание развития человека. М.: Смысл, 2019.
Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русское слово, 2012. Т. 3.
Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2017.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2017.
Горина И.В. Структурно-смысловая организация текста // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4. С. 245–246.
Дильтей В. Описательная психология. М.: РИПОЛ Классик, 2018.
Завьялова М.П. Когнитивный «поворот» в науке и философии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2. С. 5–11.
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учеб. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Кригер Э.И. Психологическое сопровождение становления педагога в процессе профессиональной подготовки. Барнаул: Алт. гос. пед. академия, 2013.
Лекторский В.А. Рациональность как культурная ценность // Вестник Российского философского общества. 2013. № 3. С. 19–24.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 162–171.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019.
Морозкина Е.А. Герменевтика в филологи, лингвистике и переводоведении // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 1. С 154–157.
Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // Теория и практика речевых исследований. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. C. 132–144.
Петренко В.Ф. Смыслы существования // Перспективы психологической науки и практики: сб. статей Международной науч.-практ. конф. М.: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии, 2017. С. 104–108.
Потебня А.А. Мысль и знак. М.: Лабиринт, 1999.
Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002.
Сигнаевская О.Р. Мир человека: смыслы и ценности эпохи постмодерна // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4. Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 11–16.
Степин В.С. О рациональности в современной культуре // Вестник Российского философского общества. 2013. № 3. С. 17–19.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2017.
Щирова И.А. Где прячется смысл? // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета, 2012. № 2s. С. 237–241.
Adler, A., 1982. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewählte Aufsätze. Band 1. 1919–1929. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag.
Frege, G., 2019. Über Sinn und Bedeutung. Ditzingen,: Reclam Philipp Jun.
Heidegger, M., 2015. Sein und Zeit. Berlin: De Gruyter.
Husserl, E.G., 2012. Ideas: General introduction to pure phenomenology. N.Y.: Routledge.
Jaspers, K., 2016. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Basel: Schwabe Verlagsgruppe AG Schwabe Verlag.
Wierzbicka, A., 2019. What Christians believe: The story of God and people in minimal English. Oxford: Oxford University Press.