В статье раскрываются научные основы, определившие создание инновационной технологии развития функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория потребностей А. Маслоу, теория познания Б. Блума и др.). Описаны структурные составляющие (цели, формы организации деятельности, педагогический инструментарий и др.), развивающее значение педагогической технологии «Калейдоскоп: Путешествие в Будущее к Звездам»; критерии, показатели и уровни развития функциональной грамотности дошкольников (культурно-творческой грамотности). Представлены пути использования педагогической технологии в реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2008.
Винокурова Н.В., Васенина С.И., Мазуренко О.В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 67–70.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума // Молодой ученый. 2022. № 1. С. 237–239.
Жукова О.В. Развитие речи старших дошкольников с использованием техники «сторителлинг» // Образование 2020. Актуальные вопросы и современные аспекты: сб. статей II Международной науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 124–126.
Классификация педагогических технологий. URL: https://vuzlit.com/434159/klassifikatsiya_pedagogicheskih_tehnologiyhttps://vuzlit.com/434159/klassifikatsiya_pedagogicheskih_tehnologiy
Классификация педагогических технологий. URL: https://vuzlit.com/434159/klassifikatsiya_pedagogicheskih_tehnologiyhttps://vuzlit.com/434159/klassifikatsiya_pedagogicheskih_tehnologiy
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004.
Майданкина Н.Ю., Верещагина Н.Н., Абдюшева Н.Х. Подходы к проблеме формирования предпосылок функциональной грамотности на этапе дошкольного детства // Эпоха науки. 2022. № 30. С. 309–315.
Функциональная грамотностьмладшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2018.
Шрейбер В.К. О мировоззрении, его структуре и отношениях с философией // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2. С. 191–202.
Blum, B.S., J.T. Hastings and G. Madaus, 1971. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. N.Y.: McGraw-Hill.
Lenhart, J. et al., 2020. Narrator engagement during storytelling increases children’s word learning, story comprehension, and on-task behavior. Early Childhood Research Quarterly, 51 (2): 338–351.
Maslow, A.H., 1954. Motivation and personality. N.Y.: Harpaer and Row.