Цель исследования.Цель исследования: изучение связи жизнестойкости ВИЧ-инфицированных женщин с психологическим состоянием, смысложизненными ориентациями, копинг-стратегиями для разработки психологического вмешательства.Материалы и методы.Материалы и методы. Участниками исследования были пациентки Санкт-Петербургского Центра по профилактике и борьбе со СПИД. Анкета включает в себя социально-демографические характеристики женщин. «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Леонтьева, Рассказовой), тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолл, шкала SSD-12, шкала оценки влияния травматического события IES-R (Impact of Event Scale) разработана для измерения специфических реакций человека на стрессоры, где общая шкала оценивает степень влияния реакции на ВИЧ-инфекцию как на травматическое событие.Результаты.Результаты. Средний возраст женщин, принявших участие в тренинге, составляет 38,9 года. 48,1[%] (13/27) имеют высшее образование. 37[%] (10/27) не имеют детей. 48,1[%] (13/27) женщин одиноки (не имеют постоянного сексуального партнера). 33,3[%] (9/27) участниц получили диагноз ВИЧ-инфекция менее чем год назад. Тренинг включал комплекс из трех занятий. Участники собирались один раз в неделю с 18:00 до 20:00 часов. Группа была открытого типа. Тех, кто завершил комплекс из трех занятий, просили заполнить анкету обратной связи. Показатели теста «Жизнестойкость» на высоком уровне статистической значимости положительно связаны с показателями СЖО «Общая осмысленность», «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — Жизнь». Выраженность восприятия диагноза ВИЧ-инфекции как травматического события имеет двустороннюю связь с психологической напряженностью (на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях), отрицательную связь со смысложизненными ориентациями и потребностью найти «источник» смысла жизни в настоящий момент времени. Травматическое влияние ВИЧ-инфекции связано с агрессивным поведением, затруднениями в осмысленности происходящего, с потерей бдительности и уверенности в себе.
Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. Ярославль, 2006. № 4. С. 211–216.
Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 60. С. 72–78.
Соболева Е.В., Курбатова М.А. Адаптация ВИЧ-положительных больных в кризисной ситуации установления диагноза // Вестник СМУС74.2014. № 5. С. 35–38.
McGowan J.A., Brown J., Lampe F.C., Lipman M., Smith C., Rodger A. Resilience and Physical and Mental Well-Being in Adults with and Without HIV // AIDS and Behavior. 2018. Vol. 22, Issue 5. Р. 1688–1698.
Färber F., Rosendahl J. The Association Between Resilience and Mental Health in the Somatically Ill // Dtsch. Arztebl. Int. 2018. Sep 21. Vol. 115 (38). Р. 621–627.
Dulin A.J., Dale S.K., Earnshaw V.A., Fava J.L., Mugavero M.J., Napravnik S., Hogan J.W., Carey M.P., Howe Ch.J. Resilience and HIV: a review of the definition and study of resilience // AIDS Care. 2018. Vol. 30. Supрl. 5. Р. 6–17.
Brito H.L., de, Fleury E.M. Seidi Resilience of People with HIV/AIDS: Influence of Religious Coping // Trends Psychol. 2019. Vol. 27. No. 3. RibeirãoPreto July/Sept.
Решетова П.С., Семенова П.А., Соболева И.И. Психологическая реабилитация ВИЧ-инфицированных // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2. № 3 (14). С. 56–57.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
Toussaint A., Murray A.M., Voigt K., Herzog A., Gierk B., Kroenke K., Rief W., Henningsen P., Löwe B. Development and Validation of the Somatic Symptom Disorder-B Criteria Scale (SSD-12) // Psychosomatic Medicine. 2016. Vol. 78 (1). Р. 5–12.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.
Maddi S. The Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP) for Improving Physical, Mental and Social Wellness. Oakland (CA): University of California/Health Network, 1994. (Wellness Lecture Series).
Мостовая Л. Создай себе настроение. Элементы саморегуляции для учителей // Школьный психолог. 2003. № 32
МонинаГ.Б., РанналаН.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009. 250 с.
БекА., РашА., ШоБ., ЭмериГ. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. 304 с.
Jacobson E. Progressive relaxation. 2 nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1938.
Палладино Л.Д. Максимальная концентрация: М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 272 с.
Двоскин Г. Метод Седоны. Как избавиться от эмоциональных проблем. М.: Попурри, 2012. 416 с.
Алиев Х. Метод «Ключ». СПб.: Питер, 2009. 190 с.