Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Форма
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
стандартные настройки
обычная версия сайта
закрыть
  • Вход
  • Регистрация
  • Помощь
Выбрать БД
Простой поискРасширенный поискИстория поисков
Главная / Результаты поиска
СтатьяИскать документыПерейти к записи. 2022; № 14: 63–69. DOI:10.21518/2079-701X-2022-16-14-63-69
Аудиологический скрининг школьников: международный опыт и рекомендации
Искать документыПерейти к записи[1]
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи[1]
Искать документыПерейти к записи[1]
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи[1]
Искать документыПерейти к записи
Аффилированные организации
[1]Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Аннотация
Нарушение слуха в детском возрасте затрудняет речевое развитие и обучение, что является одной из причин плохой успеваемости. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных позволяет выявлять и компенсировать врожденную тугоухость в первые месяцы жизни ребенка. Прогрессирующие или приобретенные стойкие нарушения слуха могут развиваться в более позднем возрасте вследствие генетических причин, внутриутробных или постнатальных инфекций, воспалительных заболеваний среднего уха, избыточного воздействия шума при прослушивании персональных аудиоустройств. Распространенность нарушений слуха среди детей 9-летнего возраста возрастает втрое по сравнению с врожденной тугоухостью. Аудиологический скрининг школьников входит в концепцию выявления тугоухости на протяжении всей жизни. В статье представлены международный опыт и рекомендации организации программ аудиологического скрининга школьников. Рекомендована обязательная проверка слуха детям перед поступлением в школу и повторение скрининга в процессе обучения. Базовым методом является тональная аудиометрия на частотах 500, 1 000, 2 000, 4 000 Гц при интенсивности стимула 20 дБ. Также целесообразно проведение отоскопии и тимпанометрии, исследование шепотной речью имеет низкую чувствительность. Основной организационной проблемой является недостаточная явка детей, направленных по результатам скрининга для подтверждающей диагностики. Описаны современные подходы к профилактике нарушений слуха у детей школьного возраста, лечению и реабилитации. При планировании программ аудиологического скрининга необходимо обеспечить достаточные кадровые и материально-технические ресурсы, мониторинг результатов и контроль качества, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Ключевые слова
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Рубрики Mesh
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Искать документыПерейти к записи
Литература

Таварткиладзе Г.А. Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2021;(45):1–8. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/hearing-loss-and-deafnessglobal-problem-of-the-modern-health-care.https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/hearing-loss-and-deafnessglobal-problem-of-the-modern-health-care

Таварткиладзе Г.А. Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения. Альманах Института коррекционной педагогики. 2021;(45):1–8. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/hearing-loss-and-deafnessglobal-problem-of-the-modern-health-care.https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/hearingloss-and-deafness-global-problem-of-the-modern-health-care

Fortnum H.M., Summerfield A.Q., Marshall D.H., Davis A.C., Bamford J.M. Prevalence of permanent childhood hearing impairment in the United Kingdom and implications for universal neonatal hearing screening: questionnaire based ascertainment study. BMJ. 2001;323(7312):536–540. https://doi.org/10.1136/bmj.323.7312.536..
DOI: 10.1136/bmj.323.7312.536

Watkin P., Baldwin M. The longitudinal follow up of a universal neonatal hearing screen: the implications for confirming deafness in childhood. Int J Audiol. 2012;51(7):519–528. https://doi.org/10.3109/14992027.2012.673237..
DOI: 10.3109/14992027.2012.673237

Лалаянц М.Р., Маркова Т.Г., Бахшинян В.В., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. Аудиологическая картина и распространенность GJB2-обусловленной сенсоневральной тугоухости среди младенцев с нарушением слуха. Вестник оториноларингологии. 2014;(2):37–43. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-4668201429.https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-4668201429

Лалаянц М.Р., Маркова Т.Г., Бахшинян В.В., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. Аудиологическая картина и распространенность GJB2-обусловленной сенсоневральной тугоухости среди младенцев с нарушением слуха. Вестник оториноларингологии. 2014;(2):37–43. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-4668201429.https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-4668201429

Чибисова С.С., Маркова Т.Г., Алексеева Н.Н., Ясинская А.А., Цыганкова Е.Р., Близнец Е.А. и др. Эпидемиология нарушений слуха среди детей 1-го года жизни. Вестник оториноларингологии. 2018;(4):37–42. https://doi.org/10.17116/otorino201883437..
DOI: 10.17116/otorino201883437

D’Aguillo C., Bressler S., Yan D., Mittal R., Fifer R., Blanton S.H., Liu X. Genetic screening as an adjunct to universal newborn hearing screening: literature review and implications for non-congenital pre-lingual hearing loss. Int J Audiol. 2019;58(12):834–850. https://doi.org/10.1080/14992027.2019.1632499..
DOI: 10.1080/14992027.2019.1632499

Korver A.M., Smith R.J., Van Camp G., Schleiss M., Bitner-Glindzicz M.A., Lustig L.R. et al. Congenital hearing loss. Nat Rev Dis Primers. 2017;3:16094. https://doi.org/10.1038/nrdp.2016.94..
DOI: 10.1038/nrdp.2016.94

Year 2019 position statement: Principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs. J Early Hear Detect Interv. 2019;4(2):1–44. https://doi.org/10.15142/fptk-b748..
DOI: 10.15142/fptk-b748

le Clercq C., Goedegebure A., Jaddoe V., Raat H., Baatenburg de Jong R.J., van der Schroeff M.P. Association between portable music player use and hearing loss among children of school age in the Netherlands. JAMA Otolaryngol Head Neck Surg. 2018;144(8):668–675. https://doi.org/10.1001/jamaoto.2018.0646..
DOI: 10.1001/jamaoto.2018.0646

Bamford J., Fortnum H., Bristow K., Smith J., Vamvakas G., Davies L. et al. Current practice, accuracy, effectiveness and cost-effectiveness of the school entry hearing screen. Health Technol Assess. 2007;11(32):1–168, iiiiv. https://doi.org/10.3310/hta11320..
DOI: 10.3310/hta11320

Skarzynski H., Piotrowska A. European Consensus Statement on Hearing Screening of Pre-School and School-Age Children. Int J Pediatr Otorhinolaryngol. 2012;76(1):120–121. https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2011.10.016..
DOI: 10.1016/j.ijporl.2011.10.016

Skarżyński P.H., Kochanek K., Skarżyński H., Senderski A., Wisocki J., Szkielkowska A. et al. Hearing screening program in school-age children in Western Poland. Int Adv Otol. 2011;7(2):194–200. Available at: https://www.advancedotology.org/en/hearing-screening-program-inschool-age-children-in-western-poland-13607.https://www.advancedotology.org/en/hearing-screening-program-inschool-age-children-in-western-poland-13607

Skarżyński P.H., Kochanek K., Skarżyński H., Senderski A., Wisocki J., Szkielkowska A. et al. Hearing screening program in school-age children in Western Poland. Int Adv Otol. 2011;7(2):194–200. Available at: https://www.advancedotology.org/en/hearing-screening-program-inschool-age-children-in-western-poland-13607.https://www.advancedotology.org/en/hearing-screening-program-inschool-age-children-in-western-poland-13607

Yong M., Liang J., Ballreich J., Lea J., Westerberg B.D., Emmett S.D. Costeffectiveness of school hearing screening programs: a scoping review. Otolaryngol Head Neck Surg. 2020;162(6):826–838. https://doi.org/10.1177/0194599820913507..
DOI: 10.1177/0194599820913507

Prieve B.A., Schooling T., Venediktov R., Franceschini N. An evidence-based systematic review on the diagnostic accuracy of hearing screening instruments for preschool- and school-age children. Am J Audiol. 2015;24(2):250–267. https://doi.org/10.1044/2015_AJA-14-0065..
DOI: 10.1044/2015_AJA-14-0065

Denys S., Hofmann M., Luts H., Guérin C., Keymeulen A., Van Hoeck K. et al. School-age hearing screening based on speech-in-noise perception using the digit triplet test. Ear Hear. 2018;39(6):1104–1115. https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000000563..
DOI: 10.1097/AUD.0000000000000563

Manus M., van der Linde J., Kuper H., Olinger R., Swanepoel W. Communitybased hearing and vision screening in schools in low-income communities using mobile health technologies. Lang Speech Hear Serv Sch. 2021;52(2):568–580. https://doi.org/10.1044/2020_LSHSS-20-00089..
DOI: 10.1044/2020_LSHSS-20-00089

Bussé A.M.L., Mackey A.R., Carr G., Hoeve H.L.J., Uhlén I.M., Goedegebure A. et al. Assessment of hearing screening programmes across 47 countries or regions III: provision of childhood hearing screening after the newborn period. Int J Aud. 2021;60(11):841–848. https://doi.org/10.1080/14992027.2021.1897170..
DOI: 10.1080/14992027.2021.1897170

Yong M., Panth N., McMahon C., Thorne P., Emmett S.D. How the world’s children hear: a narrative review of school hearing screening programs globally. OTO Open. 2020;4(2): 2473974X20923580. https://doi.org/10.1177/2473974X20923580..
DOI: 10.1177/2473974X20923580

Альшарджаби И., Цыганкова Е.Р. Распространенность тугоухости среди учеников начальных классов в столице Йемена Сана. Вестник оториноларингологии. 2014;(2):54–57. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-46682014212.https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-46682014212

Альшарджаби И., Цыганкова Е.Р. Распространенность тугоухости среди учеников начальных классов в столице Йемена Сана. Вестник оториноларингологии. 2014;(2):54–57. Режим доступа: https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-46682014212.https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2014/2/030042-46682014212

Пашков А.В., Наумова И.В., Зеленкова И.В., Намазова-Баранова Л.С., Вишнёва Е.А., Воеводина К.И. Автоматическая аудиометрия как скрининговое исследование слуховой функции у школьников: обзор литературы и собственный опыт. Вопросы современной педиатрии. 2021;(3):245–250. https://doi.org/10.15690/vsp.v20i3/2277..
DOI: 10.15690/vsp.v20i3/2277

Мачалов А.С., Сапожников Я.М., Крейсман М.В., Балакина А.В., Карпов В.Л. Результаты диагностики нарушений слуха у детей 1–11 классов. Наука и инновации в медицине. 2020;5(1):53–57. https://doi.org/10.35693/2500-1388-2020-5-1-53-57..
DOI: 10.35693/2500-1388-2020-5-1-53-57

Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей. Российская оториноларингология. 2011;(2):82–87. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologicheskiy-podhod-k-profilaktike-i-lecheniyu-narusheniy-sluha-u-detey.https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologicheskiy-podhod-k-profilaktike-i-lecheniyu-narusheniy-sluha-u-detey

Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей. Российская оториноларингология. 2011;(2):82–87. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologicheskiy-podhod-k-profilaktike-i-lecheniyu-narusheniy-sluha-u-detey.https://cyberleninka.ru/article/n/epidemiologicheskiy-podhod-k-profilaktike-i-lecheniyu-narusheniy-sluha-u-detey

Sozen T., Bajin M.D., Kara A., Sennaroglu L. The effect of national pneumococcal vaccination program on incidence of postmeningitis sensorineural hearing loss and current treatment modalities. J Int Adv Otol. 2018;14(3):443–446. https://doi.org/10.5152/iao.2018.6169..
DOI: 10.5152/iao.2018.6169

Богомильский М.Р. (ред.) Болезни уха, горла, носа в детском возрасте: национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2021. 1040 с.

Таварткиладзе Г.А., Юнусов А.С., Мачалов А.С., Бобошко М.Ю., Маркова Т.Г., Сапожников Я.М. и др. Сенсоневральная тугоухость у детей: клинические рекомендации. М.; 2021. 52 с. Режим доступа: https://diseases.medelement.com/disease/[%]D1[%]81[%]D0[%]B5[%]D0[%]BD[%]D1[%]81[%]D0[%]BE[%]D0[%]BD[%]D0[%]B5[%]D0[%]B2[%]D1[%]80[%]D0[%]B0[%]D0[%]BB[%]D1[%]8C[%]D0[%]BD[%]D0[%]B0[%]D1[%]8F-[%]D1[%]82[%]D1[%]83[%]D0[%]B3[%]D0[%]BE[%]D1[%]83[%]D1[%]85[%]D0[%]BE[%]D1[%]81[%]D1[%]82[%]D1[%]8C-[%]D1[%]83-[%]D0[%]B4[%]D0[%]B5[%]D1[%]82[%]D0[%]B5[%]D0[%]B9-[%]D0[%]BA[%]D0[%]BF-[%]D1[%]80[%]D1[%]84-2021/16939.https://diseases.medelement.com/disease/[%]D1[%]81[%]D0[%]B5[%]D0[%]BD[%]D1[%]81[%]D0[%]BE[%]D0[%]BD[%]D0[%]B5[%]D0[%]B2[%]D1[%]80[%]D0[%]B0[%]D0[%]BB[%]D1[%]8C[%]D0[%]BD[%]D0[%]B0[%]D1[%]8F-[%]D1[%]82[%]D1[%]83[%]D0[%]B3[%]D0[%]BE[%]D1[%]83[%]D1[%]85[%]D0[%]BE[%]D1[%]81[%]D1[%]82[%]D1[%]8C-[%]D1[%]83-[%]D0[%]B4[%]D0[%]B5[%]D1[%]82[%]D0[%]B5[%]D0[%]B9-[%]D0[%]BA[%]D0[%]BF-[%]D1[%]80[%]D1[%]84-2021/16939

Таварткиладзе Г.А., Юнусов А.С., Мачалов А.С., Бобошко М.Ю., Маркова Т.Г., Сапожников Я.М. и др. Сенсоневральная тугоухость у детей: клинические рекомендации. М.; 2021. 52 с. Режим доступа: https://diseases.medelement.com/disease/[%]D1[%]81[%]D0[%]B5[%]D0[%]BD[%]D1[%]81[%]D0[%]BE[%]D0[%]BD[%]D0[%]B5[%]D0[%]B2[%]D1[%]80[%]D0[%]B0[%]D0[%]BB[%]D1[%]8C[%]D0[%]BD[%]D0[%]B0[%]D1[%]8F-[%]D1[%]82[%]D1[%]83[%]D0[%]B3[%]D0[%]BE[%]D1[%]83[%]D1[%]85[%]D0[%]BE[%]D1[%]81[%]D1[%]82[%]D1[%]8C-[%]D1[%]83-[%]D0[%]B4[%]D0[%]B5[%]D1[%]82[%]D0[%]B5[%]D0[%]B9-[%]D0[%]BA[%]D0[%]BF-[%]D1[%]80[%]D1[%]84-2021/16939.https://diseases.medelement.com/disease/[%]D1[%]81[%]D0[%]B5[%]D0[%]BD[%]D1[%]81[%]D0[%]BE[%]D0[%]BD[%]D0[%]B5[%]D0[%]B2[%]D1[%]80[%]D0[%]B0[%]D0[%]BB[%]D1[%]8C[%]D0[%]BD[%]D0[%]B0[%]D1[%]8F-[%]D1[%]82[%]D1[%]83[%]D0[%]B3[%]D0[%]BE[%]D1[%]83[%]D1[%]85[%]D0[%]BE[%]D1[%]81[%]D1[%]82[%]D1[%]8C-[%]D1[%]83-[%]D0[%]B4[%]D0[%]B5[%]D1[%]82[%]D0[%]B5[%]D0[%]B9-[%]D0[%]BA[%]D0[%]BF-[%]D1[%]80[%]D1[%]84-2021/16939

Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. М.: Медицина; 2013. 676 с.

Дополнительная информация
Язык текста: Русский
ISSN: 2079-701X
Унифицированный идентификатор ресурса для цитирования: //medj.rucml.ru/journal/4e432d4d4544534f5645542d41525449434c452d323032322d302d31342d302d36332d3639/